На Главную

ГДЗ: Английский язык       Алгебра       Геометрия       Физика       Химия       Русский язык       Немецкий язык

Подготовка к экзаменам (ЕГЭ)       Программы и пособия       Краткое содержание       Онлайн учебники
Шпаргалки       Рефераты       Сочинения       Энциклопедии       Топики с переводами

 

Полезные раделы:
  1.Сборники сочинений - скачать >>>

  2.Рефераты по литературе >>>

  2.Краткое содержание литературных произведений и биографии писателей и поэтов.>>>

Сочинения по русскому языку и литературе.

ЗНАЧЕНИЕ РЕМАРКИ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО ЛЕС.



Сочинения (см. по автору произведений)

Ремарки существуют почти в каждой пьесе. Они служат для указания автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия. В драматургии второй половины XIX века роль ремарок возросла в связи с усилившимся интересом к быту и нюансам психологии. Особенно хорошо это заметно в пьесах Островского и Чехова. Свое дальнейшее развитие ремарка получила в произведениях драматургов XX века, таких, как Б. Шоу, В. В. Вишневский, А. В. Вампилов, Т. Уильямс. Она стала более развернутая, беллетризованная.В пьесе Островского Лес ремарки кроме всех вышеперечисленных функций обладают еще одной. Они глубоко символичны.В Лесе ремарки служат для портретной характеристики персонажей. Например, действие второе, явление второе начинается с описания внешности Счастливцева и Несчастливцева. Причем присутствует не только чисто внешний портрет: Несчастливцев, но и намек на прежнюю жизнь человека: следы, а также и на характер: Счастливцев - глаза. Ремарки, служащие, казалось бы, только для передачи интонации персонажей, оказываются символичными. Так, если рассматривать ремарки в разговоре Счастливцева и Несчастливцева, можно заметить, что Не-счастливцев постоянно говорит мрачно, грозно, густым, и в противопоставление ему отвечает Счастливцев полузаискивающим, робко - что сразу говорит о характере обоих: Несчастливцев - сильный характер, Счастливцев - слабый. С точки зрения символики интересны дей-ствия, показанные автором через ремарки. Можно заметить, что Счастливцев как бы постоянно убегает от Несчастливцева: он разговаривает отодвигаясь . И это вполне естественно, ведь затем Несчастливцев с , как бы тем самым показывая, что он - господин. А Счастливцев, как раб, падает перед ним на колени. Очень важна ремарка, указываю-щая на действие Несчастливцева: он берет Счастливцева за ворот и держит. Этот момент напоминает одну сцену из произведения Гоголя Ночь , когда Вакула держит черта, причем черт такой же заискивающий, как Счастливцев, а Вакула такой же гневный, как Несчастливцев. Как и черт служит Вакуле, так и Счастливцев впоследствии служит Несчастливцеву, а так как Счастливцев и похитрее, то его вполне можно назвать маленьким , кстати, он играл чертей на сцене. В продолжение всей пьесы Несчастливцев часто плачет. Но плачет он именно в тот мо-мент, когда говорит о смерти или о могиле. А в конце второго явления он указывает Счастливцеву. Столб служит предзна-менованием того, что Несчастливцев будет стоять у позорного - его разоблачение в доме Гурмыжской.В ремарках пьесы постоянно присутствует мотив спуска: с , и, что примечательно, имен-но Буланов помогает , а затем она на нее не восходит, а <уходит> ; в шестом явлении она опять же спускается, сходит .Гурмыжская в Лесе похожа на какой-то сказочный персо-наж, на Бабу-Ягу. Она владеет лесом, но продает его по кусочкам, а ее усадьба носит символическое название Пеньки . Она старая, но все еще заманивает молодых людей. У нее имеется коробка, кото-рая отражает всю ее душу. Для нее эта коробка - самое дорогое. И в ремарках постоянно упоминается о коробке и о деньгах. Гурмыжская, как и Коробочка в <Мертвых> , постоянно все делает только для себя, ведь и любовника она держит для удовлетворения своих прихотей. Очень часто в ремарках упоминаются глаза Гур-мыжской, ведь глаза - зеркало души. Она постоянно показывает глазами Буланову какие-либо ее желания или чувства. И Аксюша, чтобы прочесть ее мысли, смотрит ей в глаза.В своей пьесе автор не забывает о природе. В усадьбе - старый густой и мелкий - намек на дремучий лес и за-колдованный сад в сказках. На мрачные размышления наводит ремарка автора к действию четвертому: озеро и лунная говорят, что здесь будет драма. Интересен тот факт, что Несчастлив-цев не заходит в дом Гурмыжской, а живет в беседке. Эта беседка часто встречается в ремарках, к ней все время сходятся персонажи. Садовую , на которую тоже часто сходятся, можно счи-тать скамьей подсудимых.Часто в ремарках Островский указывает на передачу денег от одного персонажа к другому. Эти деньги как бы ходят по кругу, и в конце концов возвращаются Восьмибратову, тугодуму, великану , который всегда сначала думает, а потом говорит. К злому царству также относится Буланов, которому Гурмыжская отдает тысячу и который ей же врет: ходит. Его можно считать этаким Кощеем Бессмертным, он даже говорит, злобн , и он же получит богатства Гурмыжской.Наиболее чистыми и набожными по ремаркам получаются Несчастливцев, Аксюша и Петр. Несчастливцев постоянно скрещивает руки, поднимает глаза к небу. Аксюша видит в нем Спасителя и становится два раза, а Несчастливцев простирает , как бы благословляя ее. В разговоре с Несчастливцевым Гурмыжская постоянно говорит с , так как она чувствует приближение суда за свои грехи, и Восьмибратов испугался Несчастливцева. Во время разговора о деньгах он поставил между собой и Несчастливцевым сына, Петра, апостола, когда Несчастливцев по-грозил ему пальцем. И в самом конце наступает развязка. Спаситель передает деньги, и они возвращаются купцу, а затем он обличает всех, причем в ремарке автора объясняется, откуда идет реминисценция.Итак, ремарка может служить не только для объяснения не очень понятных моментов действия или для помощи актерам, но и для более глубокого анализа текста с точки зрения литературы, для передачи читателям всего психологизма ситуации. Также через те же ремарки хорошо просматривается авторская позиция. А сами ремарки отличаются краткостью и точностью. В , - писал один из литературных критиков.