На Главную

ГДЗ: Английский язык       Алгебра       Геометрия       Физика       Химия       Русский язык       Немецкий язык

Подготовка к экзаменам (ЕГЭ)       Программы и пособия       Краткое содержание       Онлайн учебники
Шпаргалки       Рефераты       Сочинения       Энциклопедии       Топики с переводами

 

Полезные раделы:
  1.Сборники сочинений - скачать >>>

  2.Рефераты по литературе >>>

  2.Краткое содержание литературных произведений и биографии писателей и поэтов.>>>

Сочинения по русскому языку и литературе.

Лирика   Лермонтова.



Сочинения (см. по автору произведений)

Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия   узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя    поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось   в рукописных экземплярах

его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писал Л. уже многие годы. Писал, но не публиковал. Л. боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой   Л. только мечтал о том, чтобы

понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было   стихотворение   «Бородино».В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому   солдату. Характерно,   что Л. сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи   солдата («Постой-ка, брат мусью») подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы   передается   подбором особой лексики:

                        Звучал булат, картечь визжала,

                        Рука бойцов колоть устала,

                        И ядрам   пролетать мешала

                        Гора кровавых тел...

Солдат, ведущий    повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом   постоянно подчеркивает общность   патриотических целей:

                        И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой...

Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй,   основное в стихотворении:   общность людей перед лицом врага.

Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы пойдем ломить стеною...». Основная мысль стихотворения выражается в словах: «Да, были люди в наше время,   не то, что нынешнее племя ...». В этих словах жалоба на настоящее   поколение, зависть к великому   прошедшему,   полному   славы и доблести. Л. считал,   что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться   на это

трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно  

общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для   лирики Л.   свойственны двойственность в восприятие мира, такая же, которую он показал в своем романе

«Герой нашего времени». В душе   Л. был свой идеальный особый мир, который резко

отличался от действительности. «В уме своем я создал мир иной...». Необычайно широка тематика   стихотворений   Л.. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет)   он создал огромное количество   философских, романтических, патриотических стихотворений   о любви   и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда   читаешь эти стихотворения, тебя охватывает   странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что    сердце невольно   сжимается от боли:

                        И скучно и грустно, и некому руку подать

                        В минуту душевной невзгоды...

Эта горечь распространяется   не только на него самого, но и на все поколение («Дума»).    «Дума» - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция   стихотворения подчинена авторскому   замыслу: в первом четверостишье    высказывается   общее суждение о поколении   30-х годов:

                        Печально я гляжу на наше поколенье!

                        Его грядущее иль пусто, иль темно...

Последующие четверостишья   развивают и доказывают   мысль   высказанную ранее.

Мы видим   открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено

и на всех, и во внутренний мир души.   Л.   огорчает то, что многие его современники

живут «ошибками отцов   и поздним их умом». Он   говорит о декабристах, которые   смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью    говорит о том, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

            И ненавидим мы, и любим мы случайно,

            Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви ...

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны   ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

            Толпой угрюмою и скоро позабытой

            Над миром мы пройдем без шума и следа.

            Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

            Ни гением   начатого труда.

Какая   ирония   звучит в словах!

            Мы жалко бережем в груди остаток чувства...

            Мы иссушили   ум наукою бесплодной...

            К добру и злу послушно равнодушны...

«Дума» -   это сатира и элегия. Поэт говорит от лица   той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

Безусловным   шедевром   русской   лирики   является стихотворение «Выхожу один   я на   дорогу». В нем   проявилось исключительное   мастерство поэта в изображении переживаний   лирического героя. Перед   нами   изумительные картины природы,

которые подчеркивают   мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается

риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?" Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в   общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

            Уж не жду от жизни ничего я,

            И не жаль мне прошлого ничуть...   

  Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор    дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который   обнажил   в самом начале стихотворения   поэт, - это контраст природы и

внутреннего состояния человека:

            В небесах торжественно и чудно!

            Спит земля   в сиянье голубом...

            Что же    мне так больно и так трудно?

            Жду ль чего? жалею ли о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих   стихотворениях Л. явно просматривается

грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром   углубляются и

расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями

эпохи, в   которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».